Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования утвержденной распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29.12.2001 года, подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая:
- максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;
- обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся;
- дает шанс каждому открыть себя как личность;
- предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;
- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма;
- активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи;
- побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;
- обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования воспитанников в школе-интернате строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Система дополнительного образования воспитанников в школе-интернате располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области художественно – эстетической, декоративно-прикладной, духовно-нравственной, физкультурно- оздоровительной, информационно-технологической, туристско-краеведческой деятельности.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы-интерната позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию. Работа обучающихся в системе дополнительного образования способствует углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и развитию познавательной активности.
Школа-интернат находит в дополнительном образовании источник гуманистического обновления педагогических средств, а в практике - широкий, культурный фон и резерв обновления основного образования; неограниченные возможности для воспитания, развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка.
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в школе-интернате заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает:
- обеспечивать непрерывность образования;
- развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно- ориентированного образования;
- осуществлять воспитательные программы и программы социально- психологической адаптации ребёнка;
- развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка.
Система дополнительного образования в школе-интернате имеет разветвленную структуру и включает следующие направления:
- социально-гуманитарное
- физкультурно-спортивное
- художественное
Направление
Название кружков/ описание деятельности
Ссылка на адаптированную дополнительную общеразвивающую программу
1. Социально-гуманитарное
Целью работы социально-гуманитарного направления является освоение нравственно-поведенческих правил; формирование социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
ü «Путешествие в православие»
ü «Занимательное чтение»
2. Художественное
Цель: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.
ü «Творческая мастерсая»
ü «Юные звезды»
ü «Театральные посиделки»
ü «Фантазия»
3.Физкультурно-спортивное
Целью работы физкультурно-оздоровительной направленности является формирование и привитие навыков физической культуры у воспитанников, формирование потребности здорового образа и безопасности жизни.
ü «Спортивные игры»
ü «Подвижные игры»
4. Естественнонаучное
Цель: формирование у детей целостной научной картины мира, интереса к научно-исследовательской деятельности, и приобретение ими знаний и навыков для изучения окружающей среды, объектов и явлений живой и неживой природы, а также взаимосвязей между ними.
ü «Растениеводство»