
ТРОШЕНКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
педагог-психолог
В школе-интернате работает с 1 сентября 2004 года.
Образование: средне специальное, ФГОУ СПО « Торопецкий сельскохозяйственный техникум», бухгалтер.
Образование: высшее, Московский гуманитарно-экономический институт, педагог-психолог.
В нашей школе-интернате психологическая служба осуществляет свою деятельность по принципу психологического сопровождения ребёнка.
Целью работы педагога - психолога ГКОУ «Плоскошская специальная школа - интернат» является психологическое сопровождение образовательного процесса, обеспечение благоприятных психологических условий для успешного обучения детей с ограниченными возможностями.
Задачи сопровождения ребенка с проблемами развития психологом состоят в следующем:
- определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно - развивающей работы с ребёнком;
- прогнозирование его развития и возможностей обучения на основе выявленных особенностей;
-реализация собственно психологической коррекционно - развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.
Психологическое направление в школе осуществляется на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, учителей, воспитателей и других специалистов.
Педагогом-психологом ведется работа по следующим направлениям:
1) Диагностическое направление.
Проводится диагностика вновь прибывших учащихся, адаптация учащихся вновь прибывших, диагностика готовности перехода в среднее звено, адаптация в среднем звене, готовность выпускников к выходу из школы, изучение профессиональной направленности учащихся старшего звена, особенности учебной мотивации школьников. Изучаются особенности психологического климата в классе, межличностных отношений между воспитанниками, эмоционального состояния детей, имеющих проблемы поведенческого характера, причины отклоняющегося поведения воспитанников.
2) Коррекционное направление.
Проводятся коррекционные занятия с учащимися начальной школы по развитию познавательных процессов, психомоторики и сенсорных процессов, развития эмоционально-волевой сферы. Также проводятся занятия с учащимися 7 класса «Познай себя», занятия с учащимися 9-х классов по подготовке к экзаменам, по профессиональному самоопределению «Основы выбора профессии», индивидуально-групповые занятия по профилактике алкоголизма и наркомании. Осуществляется индивидуальная работа с детьми, имеющими самовольные уходы из школы, поведенческие нарушения. Детям с проблемами поведенческого характера оказывается эмоциональная поддержка, коррекция проблем дезадаптации учащихся.
3) Психологическое просвещение учащихся, педагогического коллектива, родителей (законных представителей) учащихся.
В рамках этого направления проводятся выступления педагога-психолога на родительских собраниях, на классных часах для подростков на актуальные темы, сообщения на заседаниях МО школы: «Активные формы взаимодействия педагогов с родителями» «Помощь ребёнку в кризисной ситуации», педсоветах «Гиперактивный ребенок», «Духовно-нравственно развитие и воспитание обучающихся».
4) Консультативное направление.
Данное направление осуществляется путём консультирования педагогов по проблемам обучения детей, личного взаимодействия с учащимися, по результатам проведённых диагностик, посредническая работа по разрешению конфликтов; консультирования учащихся школы. Консультирование родителей по темам: «Проблемы воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья», «Роль семьи в развитии способностей ребёнка», «Ответственность родителей за нравственное воспитание детей»
Технологию процесса сопровождения в школе-интернате определяет следующим образом:
1.постоянное отслеживание (в режиме мониторинга) детской популяции в соответствии с выделяемыми критериями;
2.выявление детей группы риска по дезадаптивному состоянию;
анализ особенностей предполагаемой дезадаптации детей, выявляемых в результате мониторинга;
3.индивидуализация образовательного маршрута ребенка и участие в реализации индивидуально-ориентированного образовательного маршрута всех специалистов сопровождения;
4.оценка эффективности проведенных мероприятий по взаимному изменению образовательной среды и ребенка.
Для эффективной реализации подобной технологии считает необходимым решение следующих задач:
1.определение оптимальной периодичности мониторинга, позволяющего своевременно отслеживать возможные изменения образовательной среды и состояния ребенка (например, в условиях смены классного руководителя, введения инновационных образовательных программ, заболевания ребенка, изменения его внутрисемейных отношений и т.п.);
2.разработка технологий взаимодействия различных специалистов сопровождения, реализующих внеучебную специализированную помощь;
3.определение необходимой продолжительности индивидуального контроля за эффективностью проведенных мероприятии.